Что такое «пост» с точки зрения Библии?


Великий пост в сознании многих верующих традиционно ассоциируется со строгим отказом от определенных видов пищи, особыми молитвами и самоограничениями в преддверии праздника Пасхи. Хотя, конечно, на самом деле учение, предание и пояснения об этом более обширны, глубоки и разнообразны. Однако же, для подавляющего большинства строгий пост по церковному календарю все же остается периодом времени, когда прихожанам рекомендуется именно строго воздерживаться от мяса, молока, яиц, рыбы, алкоголя и других продуктов, соответствующих каноническим правилам, сопровождая это время усердной молитвой и участием в богослужениях.

Если же мы обратимся к Библии, то увидим, что пост имеет в первую очередь именно духовный смысл и наполнение, а не голодание или физические ограничения. Например, в книге Исаии мы можем видеть слова Господа Бога о том, какими Он хотел бы видеть постящихся людей:

Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя (Исаия 58:4-8).

Впрочем, нужно честно признать также и то, что учение Нового Завета не предписывает верующим непременно и обязательно поститься. Можно обнаружить только несколько мест в Новом Завете, где упоминается о посте, но ни разу не говорится, что это обязательное правило или заповедь. Господь лишь упоминает, что верующие будут поститься (от Матфея 9:15), и постился однажды Сам (от Матфея.4:2). В книге Деяний Апостолов говорится несколько раз (Деяния 13:2,3; 14:23; 27:9) о том, что в самом начале Апостолы и другие христиане постились. И буквально пару раз в других книгах Нового Завета говорится о посте, но не как о предписании, а как о пояснении и примере (2 Коринфянам 6:5; 11:27). Таким образом получается, что пост – дело безусловно благое и полезное, но исключительно добровольное, по сердцу, по ситуации, по личному выбору верующего. Это не значит, что пост по церковному календарю предосудителен или неверен. Но ради справедливости важно признать тот факт, что пост не предписан Богом, как нечто обязательное для соблюдения, тем более по календарю.

Очевидно, что традиция участия православных прихожан в совместном соблюдении поста по установленному плану восходит к ветхозаветным Иудейским традициям. Действительно известно, что фарисеи, а с ними, похоже, и многие из народа также следовали определенным установлениям о соблюдении поста по определенному порядку и календарю (от Матфея 6:16-18; 9:14; от Марка 2:18; от Луки 5:33). И даже ученики Иоанна Крестителя, как говорится в Евангелии от Луки (глава 5, стих 33), часто постились. Так что, как пример для подражания, пост – благое дело, но всё же не предписанное, как обязательное.

Библия описывает пост как время, посвящаемое внутреннему обновлению и очищению, время молитвенного поиска, работы над собой и преодоления духовных слабостей. В своих посланиях апостол Павел особо подчеркивал важность воздержания — но не от физической пищи, а от негативных мыслей, желаний и поступков (Филиппийцам 4:8-9; Колоссянам 3:1-2; 1 Фессалоникийцам 4:3-6). Он призывал к смирению, к любви и милосердию, к прощению и духовному размышлению.

Согласно евангельскому учению, истинное совершенствование и обновление находятся не во внешних обрядах, и не в строгом соблюдении устанавливаемых правил и порядка, в том числе  относительно поста, а в достойном поведении, в святом и праведном отношении к Богу и к ближнему (Иакова 1:26-27; Ефесянам 4:1-6; 2 Петра 3:13-15; 1 Тимофею  4:7-8; 1 Тимофею 6:11-12 и т.д.). Поэтому, если верующий хочет поститься, то он должен понимать, что время поста должно быть не просто временем отказа от чего-то в пище или в повседневном потреблении, а временем отдачи себя Богу по вере, временем усердного покаяния и очищения души, поиска Божьей воли. Хорошим тоном, при этом, стал бы такой принцип: то время, которое верующий тратил бы на приготовление и потребление пищи в течение дня, во время поста он может посвятить молитве, внутреннему размышлению и целенаправленному изучению Писания на тему того, ради чего он сам и выбрал поститься.

Таким образом, разница между традиционным пониманием значения поста и его новозаветным смыслом заключается в том, что истинный пост призывает не к физическому, но в первую очередь именно к духовному воздержанию, к покаянию, к обращению души к Богу, к овладению навыком делания добрых дел. Время поста призывает христиан к возрастанию в вере, к размышлениям о духовных ценностях и к поиску в Боге духовной силы для преодоления жизненных трудностей.

Итак, пост по евангельскому учению – особое время испытания и очищения души, время встречи с самим собой и с Богом. Это время, когда мы, в стремлении к духовному совершенству, можем обратить внимание на свои внутренние мотивы и на отношения с окружающими. Пост – возможность стать ближе к Богу, по-настоящему изменить свою жизнь к лучшему и открыть для себя новые духовные ресурсы для осуществления богоугодного блага по вере.

Евгений Агафонов,

Пастырь и душепопечитель.